

Процесс освоения окружающего мира в раннем и дошкольном возрасте происходит путем чувственного познания. Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия.
Именно сенсорное развитие считается инструментом познания окружающего мира. Сенсорное восприятие - один из самых важных факторов интеллектуального развития. То есть чем выше сенсорная культура ребенка, тем он умнее. Сенсорное развитие — это базовый компонент для освоения множества навыков: познавательная активность; мышление; коммуникация;
эмоциональный интеллект; воображение; память и концентрация внимания.
В дошкольном возрасте любая деятельность ребенка — игровая, познавательная, физическая — требует базового сенсорного развития. К примеру, чтобы сложить пирамидку, нужно понимать разницу в размерах сегментов, а, чтобы играть с конструктором, нужно понимать взаимоотношение и перспективное сочетание деталей.
Существует 4 системы чувственного восприятия.
1. Осязание (тактильное восприятие). Тренируется путем прикосновения руками и другими частями тела к различным предметам/поверхностям.
Как развивать: давать ребенку разные по фактуре игрушки (ткань, металл, дерево, пластик); делать массаж, используя массажные приспособления (щетки, мячики в пупырышках, массажеры); рисовать пальчиками; лепка из глины, пластилина, теста; аппликации из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); развивать чувствительность стоп — ходьба по разным поверхностям без обуви, сенсорные коврики (пришитые бусины, крышечки, пуговки и т.п.).
2. Зрение. Тренируется в условиях хорошей освещенности, при дневном свете, на прогулках. Способствуют тренировкам зрения светлый интерьер комнаты, гармоничное пространство и периодическая смена обстановки.
Как развивать: путешествовать, посещать новые места, показывать ребенку разнообразные объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, гора, завод, морская волна, железная дорога и т. д.; окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие; давать картинки для рассматривания — изображения природы, животных. Показывать художественные произведения, фотографии; учить описывать свойства предметов в поле зрения, делать акцент на цветах, формах, размерах.
3. Обоняние и вкус: побольше гулять с ребенком, особенно в теплое время года, когда воздух наполнен запахами цветущих растений; пополнять «базу данных» запахов у ребенка — озвучивать их, чтобы потом он мог сам идентифицировать разные ароматы. Например: запах дождя, грибов, мыла, выпечки и пр.; вводить в рацион ребенка разнообразные продукты, знакомить с новыми вкусами; объяснять оттенки вкусов: сладкое, горькое, кислое, терпкое, вязкое, жирное/нежирное; соотносить вкусы с определенными продуктами, формируя сенсорные эталоны: малина сладкая, мандарин кислый, рыба соленая и т. д.; давать ребенку пищу разной плотности и фактуры, учить характеристикам продуктов: булка сладкая, мягкая, пышная, ароматная.
4. Слух: говорить с ребенком разными голосами — менять тембр в зависимости от настроения, ситуации; читать сказки, имитируя говор персонажей; включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики: спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная;
петь колыбельные; познакомить ребенка с музыкальными инструментами, учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц.
Ольга Сергеевна Дубовских, педагог-психолог